ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, корпус 6
м. Октябрьское поле,  Панфиловская
E-mail: info@amalfi-studio.ru

Почему детям необходимо заниматься музыкой?!

В конце ноября на заседании Всероссийского хорового общества было объявлено о введении детских хоров в каждой школе, которые дети смогут посещать в рамках дополнительного образования.

Почему детям необходимо заниматься музыкой?

Человек, который занимается музыкой, легче преодолевает все другие виды обучения. Это настолько творческий и активный процесс для мозга, что он сродни решению сложнейших математических задач. Ребенок, который занимается в музыкальной школе, обладает навыками, которыми зачастую не обладают его сверстники. Чтобы сыграть на каком-либо инструменте ребенок должен прочесть нотный текст, что по своей сути то же, что и прочесть иностранный текст. Затем символы из этого текста он должен перенести на клавиши или струны, которые ему надо логически соединить с нотами. При этом у него работают руки, а иногда и ноги, если речь идет о фортепиано. Задействовано настолько много мыслительных и двигательных функций, что у человека развивается несколько видов памяти: слуховая, зрительная, музыкальная, конструктивно-логическая, эмоциональная, двигательно – моторная. Результат: когда такой ребенок идёт в школу, ему проще дается процесс обучения.

Есть ли принципиальная разница на каком инструменте учиться играть ребенку?

У каждого музыкального инструмента есть свои специфические особенности. Но в любом случае взаимодействие рук, слуха, мозга, зрения, умения быстро анализировать информацию — это свойство для всех, кто играет на музыкальных инструментах. Это очень важный момент. Вот, например скрипка, при игре на которой не задействованы ноги. Кажется, что все просто — играют две руки. Но ведь это один из самых сложных музыкальных инструментов!

С какого возраста лучше начинать заниматься?

Обычно занятия начинают с 6-7 лет, но на самом деле занятия можно начинать и раньше. У нас в клубе есть направление «Музыка с мамой», где занимаются уже годовалые детки. Это, конечно, не полноценная игра на инструменте, но они пробуют музицировать, что способствует не только развитию музыкальных способностей, но и развитию речи. На самом деле с ребенком можно начать заниматься еще в утробе матери! Очень важно, какую музыку слышит ребенок, находясь там. Давно доказано, что он потом эту музыку узнает, запоминает и на этой музыке уже в утробе матери у него формируются определенные эстетические понятия.

А что делать тем, кто идет в музыкальную школу позже, в подростковом возрасте?

Здесь будет большую роль играть желание. В подростковом возрасте просто заставить ребенка делать что-то крайне сложно. Он из духа противоречия этого делать не станет. Тут очень важна работа педагога и родителей. Его нужно убедить в том, что это действительно интересно и важно. С подростком надо говорить на особом языке — как уже с совершенно взрослым, но при этом понимая, что он еще не все в жизни может сам решить, хотя он считает, что уже может принимать любые решения.

Как заинтересовать подростка в музыке?

Практически никогда подросток не будет реагировать ни на какие слова, если он не видит личного примера. Конечно, идеально, если в семье кто-то музицирует. Но не всегда путь к музыке лежит непосредственно через музицирование, иногда — через слушание качественной музыки. Качественная музыка есть в любом направлении, в классической музыке, в фольклоре, в джазе. Но здесь важен другой момент — в подростковом возрасте ребенку сложно найти общий язык с родителями, он замыкается в себе или внимательно прислушивается к мнению своих сверстников, и тогда родители отходят на второй план. Искать малейшие точки соприкосновения с детьми очень важно. Если такой точкой соприкосновения будет совместное прослушивание музыки и дальнейшее её обсуждение, это будет очень хорошо. Бывает, что в подростковый период ребенок начинает сам музицировать. Как правило, это гитара. Он хочет самоутвердиться посредством творчества. Это надо поощрять любым способом: купить инструмент, помочь найти педагога. Всегда есть ниточка, с которой все начинается. Хорошо, если из этого начала что-то вырастет. Играя на гитаре, подросток может открыть для себя целый мир музыки, которая была написана для этого инструмента. И потом оказывается, что в эпоху Средневековья и Возрождения писали для гитары, а в России к ней всегда питали особую любовь.

Получается, через музыку ребенок может заинтересоваться историко-культурными предметами?

Да! Музыка — это часть жизни, большого жизненного потока. Есть маленькие кусочки, из которых, подобно мозаике, скалывается картина жизни. Можно заинтересоваться каким – то одним произведением, а потом раскрыть для себя и личность автора, и особенности музыкального стиля, к которому это произведение относится. И очень хорошо, если все это «вплетется» в контекст культуры и истории определенной эпохи и страны. Музыка — это часть огромного мира и огромных знаний. И, конечно, музыка – это прямое воздействие на наши эмоции, на нашу душу. А как известно - «душа обязана трудиться»!

Скажите, так ли необходима инициатива введения детских хоров в школах?

Мы, считайте, заново полетели в космос. Сегодня дети — я говорю как педагог, который принимает вступительные экзамены, — не умеют петь. Дети не поют дома, звучащая вокруг них музыка не располагает к пению. Рэп, столь популярный сейчас у молодежи, вообще не располагает к пению. Мы утратили саму культуру вокализации. Раньше жизнь человека без песни была немыслима. Пение в школьном хоре будет способствовать развитию творческих, аналитических и музыкальных способностей, и даже развитию физического здоровья. Все вибрации, которые идут от пения, очень и очень полезны и служат нам в качестве своеобразной гимнастики. Другой вопрос: где взять столько талантливых хормейстеров. Тут ведь очень важно, чтобы учитель был Личностью. Руководитель хора должен быть очень увлеченным музыкантом и очень талантливым педагогом. С детьми надо работать упорно и мужественно. Когда-то у нас было активно действующее Всероссийское хоровое общество, но сейчас многое утеряно. Мы начинаем все практически с нуля, и повезет тому, у кого будет талантливый педагог, который поймет, как и куда вести детей, какие песни петь.

С какими трудностями могут столкнуться родители, чьи дети занимаются музыкой?

Очень часто в районе 4 класса ребенок встает «на дыбы» и отказывается ходить на занятия по музыке. Это, видимо, переломный момент: переход из младших классов, в старшие. Это самое начало подросткового периода, когда вдруг хочется свободы и не хочется сидеть за инструментом. Тут я прошу родителей набраться терпения. Я не знаю такого музыканта, который через этот период не проходил бы. Если ребенку разрешают бросить музыкальную школу в этот момент, то, как правило, падает успеваемость в общеобразовательной школе. Занятия музыкой – это, прежде всего, самодисциплина. Могу сказать, что в моей жизни тоже был такой пример. Я очень хотела заниматься музыкой, и пошла в музыкальную школу в шесть лет, прекрасно занималась, очень любила выбранный мною инструмент – скрипку. А на следующий год без согласияродителей меня перевели к другому педагогу. У нас сразу не сложились отношения и занятия стали мукой! Я и школу пыталась бросить, я и прогуливала, я три скрипки в один год разбила... Но у моей мамы был железный характер. Она сказала: «Нет, я тебе еще раз куплю скрипку!» И хотя била я их не специально – гололед был, но, тем не менее, я их била! И она набралась мужества и пересилила меня.

И что я сейчас могу сказать: наверное, самое большое счастье в моей жизни – это моя работа! Да, я не стала скрипачкой. Но я поняла, что без музыки я жить не могу вообще никак. Порой музыканты жалуются, что им трудно, но когда они играют, такое ощущение, что они просто не в этом мире. Они испытывают удовольствие от того, что это музыка. Что она идет через руки, через сердце, через голову. Огромное удовольствие от того, что это звук, и с его помощью можно сказать самое главное в жизни! Просто потрясающее ощущение.

Назад

© «Центр развития творчества для детей и взрослых АМАЛЬФИ», 2017

Контакты

+7 (926) 999-59-70

 ул. Маршала Рыбалко, вл. 2, корпус 6
м. Октябрьское поле, МЦК Панфиловская
схема проезда